Идут жаркие дебаты по принятию Федеральной контрактной системы

Идут жаркие дебаты по принятию Федеральной контрактной системы

В четверг, 1 сентября, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила о том, что принятие закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС) возможно в конце 2011г. – начале 2012г.

Минэкономразвития разослало по ведомствам для согласования проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС). Действующий закон о госзакупках регламентирует лишь процедуру госзаказа, а ФКС позволит создать «сквозную систему» планирования и осуществления закупок, контроля за их эффективностью, следует из презентации ведомства. Ключевым понятием становится «государственная нужда» — потребность в товарах, работах и услугах, необходимых для выполнения государством публичных обязательств, пишет министерство.

Законопроект о ФКС может быть принят до конца 2011 г., основной процедурой должен стать конкурс, а не электронные аукционы, антикоррупционный потенциал которых исчерпан, заявила вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Среди других критериев, влияющих на выбор победителя, вес цены не должен превышать 50%, а при закупках произведений искусства — 20%. Сейчас минимальный вес цены — 55%. Если в ходе конкурса она снижена более чем на 25%, участник обязан обосновать свое коммерческое предложение — так Минэкономразвития предлагает бороться с демпингом однодневок.

Следует вернуться к предквалификации участников конкурсов, считает ведомство Набиуллиной. Общими будут, например, требования о финансовой устойчивости, отсутствии налоговых долгов. Для отдельных видов закупок правительство сможет устанавливать дополнительные требования: например, профессиональная квалификация, репутация, наличие специалистов.

Закупать специализированные товары и услуги Минэкономразвития предлагает на конкурсах с ограниченным участием. Для закупок научных исследований, проектных работ, произведений искусства — ввести двухэтапные конкурсы, на которых заказчик проводит консультации с потенциальными исполнителями и вправе изменить любой из заявленных критериев.

Принятие проекта приведет к развалу системы госзаказа и росту коррупции, категоричен начальник управления ФАС Михаил Евраев: «Все, что было хорошего сделано за последние годы, например переход на электронные аукционы, невозможность серьезно менять цену заключенного контракта и его одностороннего расторжения заказчиком, предлагается отменить». Также урезаются возможности защиты предпринимателями своих прав, добавляет он, через две недели ФАС представит свою версию реформы (см. врез).

В Минэкономразвития считают, что злоупотреблений больше не станет, поскольку будет повышена ответственность чиновников. Но как — пока не понятно, признала Набиуллина: ответственность «должна быть дифференцированной — административной и, возможно, уголовной».

Бюджет теряет до 1 трлн руб. на госзаказе, говорил президент Дмитрий Медведев. Либерализовать правила закупок нужно одновременно с введением персональной ответственности чиновников, считает Илья Соколов из института Гайдара: «Без этого можно делать лишь выборочные послабления — в сфере научных тендеров и где нет конкуренции». Реформу госзаказа, которую проводила ФАС с 2006 г., проект перечеркивает, отмечает Александр Строганов из Центра размещения госзаказа, законопроект сырой, но и жесткая регламентация процедуры заказа показала свою несостоятельность. Надеяться на добропорядочность заказчиков опрометчиво, будут злоупотребления, уверена руководитель Партнерства профессионалов госзаказа Екатерина Лезина: «Хуже это и для заказчиков — неконкретные нормы дают больше оснований для привлечения ответственности».

 

vedomosti