Авторский семинар Толстобокова О.Н. по 44-ФЗ 18 октября 2017 в Спб

Авторский семинар Толстобокова О.Н. для субъектов 44-ФЗ.


«Закупки по закону о контрактной системе (44-ФЗ): усиление прокурорского надзора и практика проверок финансового контроля во взаимодействии с ФАС России-2017. Управление исполнением контракта, применение санкций участникам закупок и заказчикам за неисполнение контрактных обязательств и антиконкурентные действия. Пресечение формального и недобросовестного отношения к закупкам на практических примерах в форме тренингов, кейс-стади и квестов»

18 октября 2017 года

г. Санкт-Петербург,
отель «Москва»

  

09.30-10.00 РЕГИСТРАЦИЯ
10:00-18:00 ОБУЧЕНИЕ
13:00-14:00 Обед

1.   Последние изменения в нормативно-правовом регулировании контрактной системы. Изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившие в силу и новые нормативные правовые акты (по состоянию на момент проведения семинара).

 

2.   АНОНС изменений в законодательстве о контрактной системе:
  • Автоматический мониторинг нарушений со 2 полугодия 2017 года и выписка штрафов за них;
  • Обязанность расчета НМЦК с учетом референтных цен;
  • Запрет на закупку мебели иностранного производства;
  • Внесение с 1 июля 2017 г. в реестр контрактов информации о договорах, заключаемых исполнителем с СМП (СОНО);
  • Отмена свидетельств СРО к строительным и проектным работам с 1 июля 2017 г.: новые правила установления требований к подрядчикам в закупках с учетом изменений Градостроительного Кодекса РФ от 03.06.2016 г. № 372.
  • Практическая значимость применения Приказа Министерства регионального развития России от 30.11.2009 № 624 с учетом внесенных изменений;
  • Членство в СРО субподрядчиков в зависимости от вида и цены работ: рекомендации по недопущению нарушений;
  • Перечень работ, выполнение которых должно осуществляться исключительно членами СРО;
  • Нестыковки, неточности, противоречия, двоякое толкование положений 372-ФЗ от 03.06.2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • ПРАКТИКУМ: установление государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями требований о наличии свидетельств СРО, в составе заявки ДО И ПОСЛЕ 1 июля 2017 г.
  • Поправки от января 2017 г. в законопроект № 623906-6 о переводе конкурсов, запросов предложений, запросов котировок в электронную форму – позиция ФАС и Минэкономразвития:
  • Закрепление в Законе N44-ФЗ понятия и функции независимого регистратора;
  • Новые требования к обеспечению заявок;
  • Новые сроки введения электронных закупок: с 01.01.2018г. – право, с 01.07.2018г. – обязанность;
  • Изменение порядка проведения электронного аукциона (один протокол разногласий, продление срока подачи заявок при наличии только одной соответствующей, возможность заключения контракта с третьим участником и т.д.).
3.   КОНТРОЛЬ (согласование) документов о закупке Федеральным казначейством, фин. органами субъектов РФ и муниципальных образований: ошибки методологии реализации с учетом изменений внесенных ПП РФ от 20.03.2017 N 315.
  • Структура финансового контроля;
  • Новые подходы к осуществлению контрольной деятельности;
  • Протокол о несоответствии контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 № 44-ФЗ: причины выявляемых нарушений;
  • ТРЕНИНГ: обзор типовых нарушений, выявляемых фин. контролем при проведении проверок, ревизий и обследований!!!
  • Правила проверки информации в ЕИС: сопоставление объемов финансового обеспечения с плановыми документами, корреляции извещений, документаций, протоколов и контрактов;
  • Тонкости применения подсистемы «Управление закупами» ГИИС «Электронный бюджет» для целей проверки соответствия НМЦК, цены контракта идентификационным кодам закупки;
  • Урегулирование разногласий заказчика с результатами осуществления фин. контроля;
  • Особенности реализации и применения рекомендаций Минэкономразвития России и субъектов РФ при осуществлении финансового контроля.
4.   Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»: обзор результатов применения и нюансы реализации в 2017 году с учетом НОВЫХ изменений, утвержденных коллегией СП РФ:
  • Проверки, анализ и оценка законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки, а также аудиторские доказательства незаконных действий;
  • Примеры оправдательных документов, предоставленных проверенными заказчиками.
5.   Неправомерная практика работы с планом закупок и планом-графиком в 2017 году: мониторинг ЕИС.
  • Нарушение правил формирования, размещения и внесения изменений в плановые документы;
  • Ошибки указания идентификационных кодов закупки;
  • Признаки ненадлежащего обоснования закупочных действий при формировании плана закупок и плана-графика;
  • Коллизии заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС и требований НПА РФ;
  • Способы минимизации ответственности должностных лиц при выявлении планирования закупок, не соответствующего требованиям Закона о КС: пошаговый алгоритм действий виновного должностного лица.
6.   Коммерческая и государственная тайна как основания не публикации информации о закупках в ЕИС: особенности применение требований ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и Закона о государственной тайне от 21.07.1993 №5485-1
  • Право раскрывать информацию, содержащую конфиденциальную информацию;
  • Установление режима коммерческой тайны в заявках для подтверждения соответствия требованиям заказчика;
  • Лицензия ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в открытых закупках: классификация нарушений организаторов закупок.
7.   Каталог товаров, работ, услуг согласно ПП РФ от 08.02.2017 № 145: разработка, создание, наполнение и внедрение в практику
  • Подводные камни практического значения «код каталога», «электронный магазин», «рефератная цена», «ценовая оферта от поставщика»;
  • Примеры добавления номенклатурных группировок и товаров в каталог;
  • Действия заказчика в случае отсутствия объекта закупки в каталоге.
8.    Начальная (максимальная) цена контракта (НмЦК) и цена контракта (ЦК): обоснование формирования, включение в документации, выявления завышения и занижения НМЦК и ЦК
  • Требования контрольных органов в части порядка обоснования НМЦК;
  • Завышение цены как доказательство ограничения участников закупки;
  • Приемлемые контрольными органами доказательства, подтверждающие занижение цен, не позволяющих выполнить работы, оказать услуги;
  • Перечень расходов, включаемых в НМЦК и ЦК;
  • Сокращение издержек заказчика при формировании НМЦК на закупку нового оборудования, технического обслуживания имущества, аттестации и обучения персонала и т.д;
  • Ошибки письменного и цифрового указания НМЦК в извещениях, закупочных документациях, протоколах и контрактах, а также противоречия цены контракта в финансово-коммерческих и технических предложениях: пути минимизации ответственности;
  • Отсутствие конкретной НМЦК в качестве доказательства ограничения количества участников закупки;
  • Критерии невозможности формирования участниками ценового предложения в заявках: не правомерные объектные и локальные сметы, наличие опыта поставок в размере не менее 20 % НМЦК договора длительного жизненного цикла.
9.    ЛИНЕЙНЫЙ КВЕСТ «Установление недостоверности содержания заявок участников закупок НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ»:
  • Источники информации, доказывающие недостоверность сведений (например, руководство по эксплуатации, конструкторская документация, информация официальных сайтов, ответы производителей, письма дилеров (департаментов по работе с национальными ключевыми заказчиками), государственные реестры, регистрационные удостоверения и т.д.);
  • Протокол отказа заказчика и протокол разногласий участника закупок;
  • Проверки характеристик закупаемых товаров силами заказчика;
  • Возможность отмены ранее совершенных действий Заказчика по одностороннему расторжению контракта.
10.  НЕЛИНЕЙНЫЙ КВЕСТ ДЛЯ ЗАКУПЩИКОВ «НЕ КОНКРЕТНЫЕ диапазонные показатели качества в заявках поставщиков и подрядчиков»:
  • Разделка рыбы – голова, плечевые кости и внутренности должны быть удалены без разреза по брюшку или с разрезом по брюшку;
  • Температура в толще блока мороженной рыбы при выгрузке из морозильных установок должна быть не выше минус 18 °C;
  • Максимальное время выхода рабочего объема камеры электропечи в установившийся тепловой режим не более 100 мин;
  • Седелка полиэтиленовая с ответной нижней частью массой 0,370 кг;
  • Полное водоизмещение моторной лодки (катера) с прицепом для перевозки плавсредств не менее 13,5 тонн;
  • Влажность волокон льна сантехнического по факту не должна быть больше 16%.
11.  Порядок оценки заявок, как нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов:
  • Раскрытие порядка применения и содержание «сравнительного метода», а также сведений о том, как должна производиться оценка и сопоставление заявок (порядок присвоения баллов) участников по каждому из указанных подкритериев;
  • Субъективный характер оценки заявок по критериям, установленным в документации;
  • Порядок присвоения баллов с учетом коэффициентов весомости как злоупотребление со стороны организатора закупки;
  • Обязательность /не обязательность величин значимости критериев оценки по стоимостным и не стоимостным показателям.
12.  Неоднозначные и противоречивые вопросы исполнения, изменения и расторжения контрактов по причине отсутствия надлежащего контроля должностных лиц заказчиков:
  • Приостановление и возобновление действия контракта;
  • Изменение графика исполнения контракта, предмета контракта, порядка финансирования и оплаты, дозакупки нового объема;
  • Ошибки доказательств уменьшения, как получателю бюджетных средств, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из указанных заключенных им государственных (муниципальных) контрактов;
  • Правомерные ограничения на изменение условий контрактов.
13.  Критерии и правила допустимости использования разрешенных и запрещенных приемов организаторами закупок (анализ практики контроля 2017 года):
  • Завышенные и необоснованные требования к техническим характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг;
  • Неценовая либо ценовая конкуренция в закупках: отличительные особенности нескольких производителей и нескольких участников закупок;
  • Тождество/разница терминов «аналог» и «эквивалент». Сложности указания их параметров;
  • ТУ изготовителя на конкретную продукция: допустимость указания реквизитов с позиции Минэкономразвития и практики контроля ФАС России;
  • Перечень стандартов, ГОСТов, санитарно-эпидемиологических норм, технических регламентов в описаниях объектов закупок (на конкретных практических примерах);
  • Единицы измерений и единицы величин: правильность указания в тех. задании;
  • КВЕСТ «Определение виновного должностного лица при выявлении нарушений, обуславливающих применение штрафов (проверки должностных инструкций, приказов руководителей о перераспределении обязанностей среди подчиненных, прав участия в подписании электронных документов, ознакомлений под роспись регламентирующих документов и т.п.)».
14.  Лицензии (разрешения) как требование в составе заявки:
  • Признаки абстрактных требований о соответствии участника требованиям действующего законодательства;
  • Правомерность неустановления требований о лицензии при закупках лицензируемых видов деятельности: положительная практика защиты в УФАС России;
  • Объединение в один лот работ, услуг, представленных на разных рынках с ограниченным кругом потенциальных участников закупки, обладающих разрешительными документами, как признак ограничения конкуренции;
  • Устав и выписка из ЕГРЮЛ как основания отклонения участников закупок;
  • Проверки соотношения целей и видов деятельности, определённых уставом, с предметом закупки;
  • Разные места нахождения участника закупки в уставе и выписке из ЕГРЮЛ.
15.  Демпинговые цены при проведении закупок: существенное занижение предлагаемых цен исполнения договора и алгоритм действий организатора закупки:
  • Дополнительные основания для отклонения заявок с демпинговыми ценами как противоречия требованиям 44-ФЗ;
  • Неправомерность требований представления в составе заявки дополнительного обоснования демпинговой цены договора;
  • Подтверждения обоснования демпинговой цены и законные запросы экономической обоснованности и расчета;
  • КЕЙС: ошибки ПРАКТИКИ реализации антидемпинговых мер.

ТИПОВЫЕ ошибки заказчиков при составлении технического задания: обзор практики контроля 2017 года:

  • Условные обозначения показателей не на русском языке и не общепринятые обозначения (например, umts с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов; содержание полуторных окислов (Al2О3 + Fe2O3) и т.д.);
  • Избыточные, не влияющие на потребительские свойства и не обусловленные объективной потребностью заказчика, характеристики (например: задержка сигнала 1: менее 2,5 мс, от входа OMNI IN до выхода OMNI OUT, частота дискретизации = 48 кГц; кронштейн мебельной полки должен быть изготовлен из шлифованной нержавеющей стали марки 12Х17 или 08Х18Н10, должен иметь форму прямоугольной трапеции и иметь не менее 2-х отверстий для крепления к стене и не менее 2-х отверстий для фиксации рабочей поверхности и т.д.);
  • Ошибки идентификации ГОСТ в информационно-справочной системе по техническому регулированию;
  • Не допустимость требований о соответствии поставляемых товаров ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП;
  • Отраслевые стандарты (ОСТ) как ограничение количества участников закупки;
  • Необоснованно узкие допустимые значения показателей, а также показатели, которые не фиксируются однозначным образом (например, полимеризации, поликонденсации и высокомолекулярные соединения).

ПРАВОМЕРНЫЕ технические задания на закупку товаров, работ, услуг с позиции ФАС России:

КЕЙС СТАДИ «Ловушки технических заданий», не нарушающие действующее законодательство.

  • Точные значения характеристик, допустимость «заточки» технического задания под конкретного поставщика, подрядчика, исполнителя, включение товарных знаков и моделей в документацию, правомерность указания показателей химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров и т.д.
  • Сертификаты соответствия или декларации о соответствии техническим регламентам, ГОСТ Р, ТУ как подтверждение качества закупаемых товаров: требования в тех. задании как обременение участников закупок.
  • Особенности установления дополнительных требований к участникам закупки при закупке подрядных работ: изменения практики ФАС России с учетом решения Верховного суда РФ от 22.08.2016 г. № АКПИ16-574
  • Разграничение понятий «капитальный ремонт» и «текущий ремонт».
  • Допустимые варианты установления подтверждающих документов в составе заявки (по материалам рассмотрения ФАС России жалоб участников в 2017 г.).

Детализация требований к товарам, работам услугам в ТЗ: пределы допустимости в целях закупки более качественных товаров и эффективного использования средств.

«Товарный знак или эквивалент» либо только «товарный знак»: неоднозначная практика контроля прокуратуры и УФАС России:

  • автомобиль «Chevrolet Niva 5 местный» или эквивалент;
  • масло моторное либо масло моторное «Мобил Ультра Хеликс» или эквивалент;
  • уголь каменный или антрацит Горловского или Кузнецкого бассейна.
  • Правила расчета в отношении характеристик товара и конкретных веществ, составляющих частей, входящих в состав закупаемых товаров.
  • Трудности идентификации ГОСТ, ГОСТР Р ИСО, ОСТ и пр. по номеру с дополнительной информацией в общероссийских классификаторах. Стандарты DIN и BIFMA 5.1 и Martindale, указываемые в технических описаниях в соотношении с открытостью информации.
  • Описание объектов закупок: критерии и правила допустимости использования разрешенных и запрещенных приемов организаторами закупок (анализ практики контроля за период внесенных с 1 июля 2016 г. изменений в 223-ФЗ по настоящее время).
  • Завышенные и необоснованные требования к техническим характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг.
  • Неценовая либо ценовая конкуренция в закупках: отличительные особенности нескольких производителей и нескольких участников закупок.
  • Тождество/разница терминов «аналог» «эквивалент» сложности указания их параметров;
  • ТУ изготовителя на конкретную продукция: допустимость указания реквизитов с позиции Минэкономразвития и практики контроля ФАС России.
  • Перечень стандартов, ГОСТов, санитарно-эпидемиологических норм, технических регламентов в описаниях объектов закупки НА КОНКРЕТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ.
  • Единицы измерений и единицы величин: правильность указания в тех. задании.

 Импортозамещение в закупках: пути и способы реализации 2017 года:

  • Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок;
  • Требования о запрете участия в закупке организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой республики;
  • Указания страны происхождения товара в техническом задании закупочной документации: позиции контроля;
  • Обязательные условия приоритета российских товаров, работ, услуг при реализации ПП РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 в закупках обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей;
  • Применение Постановления №925 в отношении стран не входящих в состав ВТО и ЕАЭС: обзор публичных и частных разъяснений Минэкономразвития России.

Дисквалификация генеральных директоров, а также оборотные штрафы поставщикам, подрядчикам, исполнителям в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг: реализация в практике, специфика судебного обжалования и нюансы применения на КОНКРЕТНЫХ примерах:

  • Дисквалификация как лишение права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: ОБЗОР ЖАЛОБ генеральных директоров ООО, ПАО и др. на постановления мировых судей;
  • Протесты прокуратуры на определения мировых судей при возвращении дел в отношении Генеральных директоров ООО, ПАО для устранения недостатков при выявлении неисполненных обязательств по контрактам;
  • Имущественный ущерб в крупном размере по причине срыва исполнения контрактов и дезорганизации деятельности заказчиков: позиции прокуратуры;
  • Несостоятельность доводов защитников генеральных директоров юр. лиц: обзор типовых ошибок (по материалам судебных разбирательств 2016-2017 годов);
  • Штрафы должностным и юридическим лицам за однотипные и систематические нарушения: специфика применения, «подводные камни» ходатайств и сбора доказательной базы (по материалам прокурорских проверок во взаимодействии с УФАС России);
  • Привлечение к административной ответственности за одно правонарушение и должностного и юридического лиц;
  • Скриншоты, не свидетельствующие о принятии всех возможных мер для исполнения требований Законодательства о контрактной системе;
  • Применение иной информации, доказывающей основания применения альтернатив штрафов – устных замечаний для должностных лиц и предупреждений для юридических лиц;
  • Персональное назначение штрафов председателю и членам закупочных комиссий в случае нарушений запретов, установленных Положением о закупке и законом о закупках;
  • Действия заказчика в случае выявления правонарушений, приводящих к назначению многотысячных штрафов по результатам плановых проверок, с целью минимизации примененных мер ответственности;

ТРЕНИНГ: правомерность применения устного замечания как альтернативы штрафа (характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжести наступивших последствий, а также учёт конкретных обстоятельств правонарушения и раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности). 

16. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ как объект проверки: обзор выявляемых нарушений:

  • Должность «контрактный управляющий», «сотрудник контрактной службы» в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • Типологизация ошибок при включении доп. обязанностей в должностные инструкции;
  • Минимально допустимые сроки освоения программ повышения квалификации;
  • Поддельные документы, подтверждающие обучение, в сфере закупок сотрудников;
  • Полномочия контрольных органов по проверке соответствия должностных лиц заказчиков требованиям Закона о КС и профессиональным стандартам;
  • Директор, заместитель руководителя, заместитель главного бухгалтера, начальник отдела в качестве законных руководителей контрактных служб: эффективные стратегии защиты заказчиков;
  • ПРАКТИКУМ «Распределение и закрепление функциональных обязанностей и зон ответственности».

Стоимость обучения 19900 руб./чел
От 2-х человек и постоянным клиентам 17900 руб./чел.

 

 Подать заявку на участие

 

Мы всегда готовы ответить на ваши вопросы

+7 (495) 997-6186, (499) 795-7708, (812) 313-2027